Первая линия водозащиты крыши – перекрывающий фартук
Несмотря на то, что в состав «кровельного пирога» входит слой гидрозащиты, опасность проникновения влаги внутрь помещения остается. Вода находит себе путь через щели, образовавшиеся на стыке кровли и различных конструктивных элементов крыши – дымохода, светового люка, места соединения двух скатов и т.д. Для защиты этих уязвимых зон традиционно используются специальные перекрывающие фартуки, представляющие собой листы металла, изогнутые определенным образом. Обычно им придают U-образный или W-образный силуэт, профиль которого содержит желобки для стока жидкости, однако форма фартука может быть произвольной – в зависимости от поставленной задачи.
Классическим примером может служить конструкция, которая закрепляется поверх печной или вентиляционной трубы. Она представляет собой несколько металлических листов, скрепленных в единое целое, которые опоясывают трубу у основания. Нижняя часть листов изогнута под таким углом, чтобы располагаться параллельно кровле, верхняя – утоплена в материале трубы на несколько мм. Если просто закрепить металлический лист на ней в вертикальном положении, то место контакта его и трубы будет слишком уязвимо, и вся выгода от установки фартука исчезнет. При правильном же монтаже вода будет стекать по гладкой поверхности конструкции и отводится далеко от самой трубы.
Гидрозащитные фартуки устанавливают на места стыков нескольких скатов на крышах со сложным профилем, на кромке кровли, в местах примыкания козырька над крыльцом к основной части крыши и т.д. Везде используется соответствующие виды фартуков и, что немаловажно, определенные типы материалов и креплений. Традиционно этот вид защиты изготавливается из тонкого листового металла, так как требований к прочностным характеристикам нет – фартуки почти не подвергаются механической нагрузке. Однако они постоянно контактируют с атмосферой и принимают на себя все виды осадков, поэтому базовое свойство – устойчивость к коррозии.
Достигается она путем гальванизации металла или нанесением на него банального водоотталкивающего покрытия в виде краски или битумной мастики. Можно использовать и нержавеющую сталь или медь, однако это дорогое удовольствие и поэтому обычно останавливаются на анодированном алюминии или кровельной жести. Принцип прост – в тех местах, где заменить износившийся фартук несложно, используются дешевые конструкции и наоборот. При этом следует учесть, что если материал основной части кровли содержит металл, как, например, металлочерепица или профнастил, то возникает угроза создания гальванопары. Из-за этого в месте контакта фартука и кровли будет формироваться электрический заряд, что чревато многими потенциальными проблемами.
При креплении фартука в первую очередь уделяют внимание самому крепежу, так как проходящий сквозь материал железный гвоздь или шуруп является своеобразным каналом для влаги и ржавчины. Поэтому обычно гвозди забивают в деревянные пробки, пропитанные антисептиком, и закрывают их шляпки заглушками или просто основательно заштукатуривают. Как вариант в некоторых случаях можно использовать скобы, охватывающие изогнутый лист металла с двух сторон. Если требуется соединить несколько элементов фартука вместе, нахлест должен составлять не менее 10 см, при этом рекомендуемый метод скрепления – сварка или пайка, но обязательно выполненная хорошим специалистом.
См. также другие материалы о видах кровли: |
______________________________
Подготовил А. Мартыненко
© Копировать материалы с сайта строго ЗАПРЕЩЕНО!